Общество | 11:12 / 11.09.2020
11262
15 минут чтения

Хокимият столицы препятствует деятельности совместного предприятия. В чём провинился инвестор?

В результате нелогичных и нецелесообразных действий (или бездействия) хокимията города Ташкента крупный инвестиционный проект столицы находится на грани срыва.

В нашу редакцию поступило обращение от совместного предприятия, осуществляющего строительные работы практически в самом центре города Ташкента. По словам Илёсхона Азизова, руководителя СП «Regent Corp», созданного предпринимателями Узбекистана, Великобритании, ОАЭ и Казахстана, необходимо срочно устранить недоразумение с хокимиятом города Ташкента, иначе может быть сорван инвестиционный проект стоимостью в несколько миллиардов сумов.

Илёсхон Азизов

Дело в том, что 7 июля 2020 года было принято решение хокима города Ташкента № 628 об отмене решения за №213 «О резервировании земельного участка ООО «Regent Corp» и выполнении требований, указанных в инвестиционном договоре» от 12 февраля 2019 года. В нём говорилось об отмене решения №213 с учётом обращений заместителя комплекса по вопросам инвестиций и внешней торговли города Ташкента №06-519, 06-521 от 1 июля 2020 года, рапорта и акта главного управления строительства №19-2/206 от 30 июня 2020 года. Текст решения подразумевает наличие соглашения по отмене договора о социальных обязательствах инвестора от 29 января 2019 года, заключённого между хокимиятом города Ташкента и ООО «Regent Corp».

Дабы у читателей сложилось полное представление о сути вопроса, начнём всё с самого начала.

В соответствии с протоколом заседания по итогам визита президента Шавката Мирзиёева в Ташкент от 21 декабря 2018 года, на ООО «Regent Corp» было возложено осуществление проекта «Строительство многоэтажной автостоянки, бизнес-комплекса и комплекса торгового и бытового обслуживания». В результате реализации проекта стоимостью почти 19 млрд сумов, намечено создание 55 рабочих мест.

27 января 2019 года премьер-министр Абдулла Арипов провёл второе заседание рабочей группы по координации проведения эксперимента по улучшению инвестиционной среды в городе Ташкенте, где в рамках исполнения указа президента №УП-5511 от 15 августа 2018 года, обсуждалось мероприятие «День инвестора», состоявшееся 15 и 22 сентября 2018 года.

Пунктом 12 протокола заседания было установлено «оформление решением хокима города Ташкента права владения и пользования земельным участком после выполнения условий, указанных в инвестиционном договоре... по проектам, одобренным в соответствии с приложениями к протоколу №1 и 2... с условием резервирования земельного участка на срок одного года».

29 января 2019 года хокимиятом города Ташкента и ООО «Regent Corp» был подписан инвестиционный договор №26, а также договор о социальных обязательствах инвестора. В пункте 4.6 этого договора сказано, что «после выполнения всех условий, предусмотренных пунктом 4.3. инвестиционного договора, в процессе первичного резервирования земельного участка, .... хоким города Ташкента в течение трёх рабочих дней примет решение о выделении инвестору земельного участка в постоянное пользование».

Да, вся суть и причина проблемы заключена в беспричинном неисполнении хокимиятом условий этого самого пункта 4.6.

Имеется достаточно оснований, чтобы это утверждать. Инвестор полностью выполнил требования пункта 4.3 договора, предоставил документы, но ... в городском хокимияте по неизвестной причине отодвигают принятие решения не то, что на 3 дня, но до сих пор.

В итоге, хокимият стал «выискивать грязь под ногтями», дабы замаскировать недостатки, случившиеся по его вине, а на сегодняшний день вообще отменил решение о резервировании.

В приложении №1 к договору приведена характеристика объекта, строительство которого намечается. Планировалось создание многоэтажной автостоянки, комплекса торгового и бытового обслуживания и бизнес-комлекса «Coworking». Кроме того, приведён график выполнения инвестиционных и социальных обязательств. Речь не идёт о том, что объект является только многоэтажной автостоянкой. Напротив, присутствует выражение «бизнес-комплекс «Coworking». Впоследствии, в проектной документации намечена специализация 10 процентов комплекса под торговлю и бытовое обслуживание.

Но в городском хокимияте утверждают, что на автостоянке будет всего 100 мест для автомобилей, и этого мало. Поскольку, на основании таблицы 49.11.1 СНиПП, автостоянки на 51-100 автомобилей должны быть расположены в 25 метрах от жилых зданий, и в 15 метрах от общественных зданий.

30 сентября 2019 года между заместителем хокима города Ташкента Шарофом Рахмоновым и СП ООО «Regent Corp» было подписано дополнительное соглашение к вышеупомянутому договору №26. Приложением №1 к этому соглашению были установлены сроки внесения инвестиций, размер которых до конца 2019 года должен был составлять 2,5 млрд сумов.

Тогда, как понять содержание письма №01/09-05 от 8 января 2020 года, отправленного Управлением инвестиций и внешней торговли города Ташкента под руководством Ш.Рахмонова? Ведь приложение №1 дополнительного соглашения к договору №26 было подписано именно им самим?!

В настоящем письме указано, что «к концу четвёртого квартала 2019 года намечено внесение инвестиций в размере 6,5 млрд сумов», поэтому до 15 января 2020 года требуется «предоставить в Управление документы и фотографии, подтверждающие внесение инвестиций до конца 2019 года».

В ответ на вышеуказанное письмо инвестор предоставил данные, подтверждающие внесение капиталов в размере 3,5 млрд сумов до конца года (письмо за номером 02-0120 от 14 января 2020 года).

Интересно то, что 9 января 2020 года кабинетом городского хокимията инвестору направлено письмо №06-12. На этот раз предпринимателю напомнили о его социальных обязательствах. Согласно письму, ООО «Regent Corp» намечено осуществление спонсорской работы на 2 млрд сумов, но в хокимият города Ташкента были переведены спонсорские средства в размере 250 млн сумов.

Мы не ошибёмся, если скажем, что письмо завершается угрозами в адрес инвестора. Его предупреждают о «полном осуществлении спонсорской работы, установленной социальными обязательствами до 31 января 2019 года (на самом деле должно быть – 2020 года – ред.), иначе будут применены меры, предусмотренные пунктами 4.2., 4.3 и 8.3. договора».

Возникает вопрос: если любому ясно, что договором о социальных обязательствах инвестора намечено выделение земли инвестору для строительства ДОУ, и только после этого он сможет исполнить настоящее обязательство, то кто будет контролировать невыполнение хокимиятом своих обязательств? Это при том, что представители СП ООО «Regent Corp» трижды обращались с письмом непосредственно к хокиму Джахонгиру Артыкходжаеву, и один раз – к заместителю хокима Шарофу Рахмонову, где заявляли, что срок для выполнения социальных обязательств подходит к концу, и если соответствующее управление городского хокимията не выделит землю для строительства дошкольного образовательного учреждения, то они не смогут выполнить свои обязательства в установленный срок.

Когда наконец в письме №02-1119 от 20 ноября 2019 года сообщалось, что если не будет выделена земля для ДОУ, то предприниматель готов выполнить социальные обязательства в денежном выражении, но только на основе дополнительного соглашения, управлением инвестиций и внешней торговли в письме №01/1893-09 от 6 декабря 2019 года было дано согласие на внесение дополнительным соглашением изменений в условия социального договора.

Согласно вышеупомянутому письму и дополнительному соглашению, представленному, но не подписанному Ташкентским городским хокимиятом, приложение №1 к Договору (имеется в виду «Договор о социальных обязательствах инвестора»), было изменено на приложение №1 к дополнительному соглашению, и установлено его прочтение в новой редакции. В приложении №1 к дополнительному соглашению план выполнения социальных обязательств был распределён на кварталы 2019-2020 года. В соответствии именно с этим соглашением, 30 декабря 2019 года инвестор перевёл на расчётный счёт городского хокимията первый транш в размере 250 млн сумов.

Здесь касательно письма №06-12 от 9 января 2020 года возникают вопросы к заместителю хокима города Ш.Рахмонову: если подписано дополнительное соглашение, где обговорено распределение средств, на основании чего выдвигается срок до 31 января? А если считать, что городским хокимиятом не поставлена подпись и печать на дополнительное соглашение, поэтому оно не имеет законной силы, но тогда на каком основании в письме №06-12 признаётся перевод предпринимателем 250 млн сумов?

Кроме того, почему в управлении финансов городского хокимията безосновательно приняли эти средства, а не вернули их плательщику? То есть, в хокимияте дают понять, что они не подписали дополнительное соглашение, и теперь дальнейшими письмами с угрозами могут делать, что хотят, и даже отменить всё? Кого пытается запутать хокимият этой путаницей в документах?

Также, в письме хокимията №06-421 от 24 июня 2020 года, подписанном Ш.Рахмоновым, говорится: «На основании графика выполнения инвестиционных обязательств, было намечено внесение инвестором инвестиций в размере 6,5 млрд сумов в течение 2019 года. Однако, инвестором не были соблюдены эти условия, и в результате, обязательства, которые необходимо было выполнить до 1 января 2020 года, не были выполнены своевременно».

Следует ещё раз подчеркнуть, каким образом Ш.Рахмонов вдруг забыл, что 9 месяцев назад, 30 сентября 2019 года он подписывал с инвестором дополнительное соглашение к договору №26?! Ведь в подписанном им дополнительном соглашении дано согласие на размер инвестиций в 2,5 млрд сумов, которые должны быть внесены по итогам четвёртого квартала 2019 года!

И таких вопросов к хокимияту, являющемуся исполнителем договора №26 – очень много.

В письме инвестора №3-0919, направленном хокиму Д.Артыкходжаеву 16 сентября 2019 года, говорилось о «выделении земельного участка и вынесении решения по строительству ... в связи с полным выполнением требований, указанных в решении городского хокимията №213 от 12 февраля 2019 года», и прилагались документы, подтверждающие выполненную работу.

Но...

В городском хокимияте снова не выполнили свои обязательства, и принялись напоминать инвестору о невыполнении условий договора то через хокимият Мирабадского района, то через заместителя хокима города Ш.Рахмонова, то через управления инвестиций и внешней торговли или строительства, угрожая отменой решения о резервировании земли. Это подверждается документами, имеющимися в распоряжении Kun.uz. В последнем решении хокима города по отмене решения о резервировании указывается недовольство жителей махалли. Однако документы, имеющиеся в Kun.uz, свидетельствуют об обратном.

Почему городской хокимият откладывает вынесение решения, определяющего правообладание земельным участком для начала строительных работ на зарезервированной земле, хотя оно должно было быть подписано в течение 3 рабочих дней, как указано в пункте 4.6., несмотря на выполнение условий пункта 4.3. инвестиционного договора №26?

Имеет ли право хокимият, сам не выполнивший свои обязательства упрекать инвестора в невыполнении его обязательств?

К большому сожалению, очередная атака на инвестора началась со стороны управления инвестиций и внешней торговли, выложившего последний козырь против СП ООО «Regent Corp». В письме №01/613-09 от 2 июля 2020 года сообщается, что СП ООО «Regent Corp» не получено разрешение на осуществление строительных работ в установленном порядке, что повлекло за собой нарушение статьи 54 Градостроительного кодекса и статьи 212 Гражданского кодекса. И еще: «в письме Ташкентского городского хокимията №06-521 от 1 июля 2020 года ...сообщается, что договор расторгнут по инициативе хокимията».

Если после выполнения условий пункта 4.3. договора №26, хокимият не выносит решение о строительстве в течение 3 рабочих дней, как это указано в пункте 4.6., а хокимият Мирабадского района предупреждает инвестора об отмене решения о резервировании земли если не начнутся строительные работы, то что делать бедному предпринимателю, кому жаловаться?!

Ещё один момент. Каким образом в течение нескольких месяцев в центральном районе города ведутся масштабные строительные работы, а ответственные лица хокимията не в курсе?! Кто в это поверит?

Так ли следует понимать содержание вышеупомянутого письма №06-521 от 1 июля 2020 года, подписанного Ш.Рахмоновым? Что подразумевается под разрешениями на строительство?

В конечном итоге, это проблемы только одного инвестора. К сожалению, инвесторы у нас до сих пор должны страдать, тратить драгоценное время и нервы на какие-то судебные распри. Неужели без этого никак нельзя?

В выступлении президента Шавката Мирзиёева с связи с 29-летием независимости говорилось о том, что «работать с хокимами нелегко». Истинность этих слов ещё раз подтверждается на примере изложенного нами события.

После стольких скандалов, обмена корреспонденцией, предприниматель обратился за правдой в Генеральную прокуратуру, и подал жалобу в комплекс инвестиций и внешней торговли Кабинета Министров. Но ответы оттуда не поставили окончательной точки в вопросе. Хотя всё должно было наладиться после вынесения решения хокимом города и утверждения квартального графика по исполнению социальных обязательств в денежном выражении.

Вопрос не был решен, поэтому решение хокимията было обжаловано в экономическом и административном судах. Пока неизвестно, кто будет председательствовать в суде и когда состоится заседание.

В качестве послесловия хотелось бы отметить, что корреспондент Kun.uz побывал в хокимиятах Мирабадского района и города Ташкента в целях получения комментариев по данным фактам. Однако, мотивируя тем, что предприниматель обратился в суд, никаких комментариев нам не предоставили.

Толиб Рахматов, корреспондент Kun.uz
Оператор – Мирвохид Миррахимов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме