«У нас не было опыта» - министр о ситуации со строительством в Шахрисабзе и о сохранении позиции в списке ЮНЕСКО
В течение нескольких лет сохранение городом Шахрисабзом своей позиции в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО находится под вопросом. Недавно в городе побывали представители ЮНЕСКО, и изучили состояние исторических памятников.
На 43-сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проведённой в 2019 году в столице Азербайджана, городе Баку, критически рассматривался данный вопрос, и Шахрисабз был оставлен в перечне «объектов под угрозой исчезновения».
Возникновение этой проблемы связано с широкомасштабными строительными работами в историческом городе, проведёнными в 2016 году и не согласованными с ЮНЕСКО.
В 2019 году организация ЮНЕСКО дала ряд рекомендаций по сохранению исторического комплекса Шахрисабза и предоставила срок два года. Вскоре этот срок закончится, а затем решится вопрос, останется ли город в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Каким же образом город дошёл до исключения из списка авторитетной организации? Какая работа проводится для сохранения позиции в списке Всемирного культурного наследия? Корреспондент Kun.uz обратился с этими вопросами к министру строительства Ботиру Зокирову.
«Я тоже участвовал в строительстве в Шахрисабзе. Это – одна из самых больших проблем. Проекты не были своевременно согласованы с ЮНЕСКО. Сначала разрабатываются предложения для проекта, а потом организации в системе ЮНЕСКО проводят экспертизу. Затем они помогают переработать проект. На это уходит два года.
К примеру, сейчас мы работаем в Хиве, можно сделать презентацию. Разрабатывается предложение, проводится археологическая экспертиза, существует очень много процедур. Работа начинается после осуществления всего этого и получения разрешения ЮНЕСКО. По этой причине мы работаем в Хиве в течение двух лет.
Что касается Шахрисабза, то откровенно говоря, на тот момент у нас не было опыта. Министерство культуры тоже вовремя не разработало документы. Поэтому и возникла эта проблема.
Считаю, что Шахрисабз не будет исключён из списка ЮНЕСКО» - сказал министр.
Ботир Зокиров также прокомментировал ситуацию до начала строительных работ в городе Шахрисабзе.
«Я бывал там до начала строительства. Грубо говоря, на клочке земли в полсотки ютились семь семей. Зашёл туда, и испугался, у людей даже лица пожелтели. Во время сноса этих домов я удостоверился в одном. Люди живут там по много лет, без всяких условий, без водопровода, канализации, терпеть всё это сложно. Но всё же они живут. Им всем выплачена компенсация, выделена земля, жильё.
Потом, когда люди переехали, мы стали изучать, что же под землёй. Там были найдены три слоя могил. Три! Как там можно жить? В Кашкадарье много таких проблем. Мы убедились в этом во время реставрационных работ в Хужаи Жаррох. По-моему, неправильно жить на могилах.
Верно, ЮНЕСКО говорит, что всё должно остаться таким, как есть. По-моему, можно не сносить каменные здания. Но дома, о которых я сказал, построены максимум, 150 лет назад, из простой глины, пахсы и деревянных каркасов. Стены изъедены термитами, дома все уже «устали». Нельзя сохранить их надолго. Поэтому мы выполнили проект и открыли историческую ось города. Приняли во внимание все аспекты. Обсуждали 7-8 месяцев.
Сейчас есть возможность изучить до 40 метров подземного слоя специальными камерами. С помощью этого оборудования мы изучили территорию, законсервировали найденные остатки древних зданий.
Теперь у нас есть все условия, проведена канализация, водопровод. Нужно выполнять требования ЮНЕСКО, но люди тоже должны жить в комфорте» - сказал министр строительства.
Новости по теме
10:41 / 05.12.2024
Рубаб включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО
10:24 / 29.10.2024
Россия нанесла авиаудар по объекту списка ЮНЕСКО в центре Харькова
14:55 / 04.10.2024
Горы Заамина хотят включить в список объектов природного наследия ЮНЕСКО
10:49 / 12.09.2024