Узбекистан | 17:02 / 21.04.2021
11194
6 минут чтения

Управление международным аэропортом Самарканда без тендера передаётся компании Air Marakanda

Право управления международным аэропортом Самарканда передаётся компании Air Marakanda, принадлежащей предпринимателю Бахтиёру Фозилову, на основе условий ГЧП, и с большими налоговыми льготами.

15 апреля текущего года главе государства были презентованы процессы реконструкции международного аэропорта Самарканда общей стоимостью 238,2 млрд сумов. Отмечается, что на сегодняшний день средства, выделенные на проект, составили 200 млрд сумов.

Новый аэропорт, который планируется сдать в эксплуатацию в сентябре текущего года, будет работать в режиме «открытого неба», и обеспечит работой 1000 человек.

В «Адресной программе по запуску крупных производственных объектов и мощностей в 2021 году», являющейся вторым приложением к постановлению президента «О мерах по реализации инвестиционной программы Республики Узбекистан на 2021-2023 годы» указано, что на реконструкцию международного аэропорта Самарканда из государственного бюджета будет израсходовано 62 млн долларов США.

После реконструкции ожидается прямая передача модернизации и права управления Самаркандского международного аэропорта, на который затрачено столько бюджетных денег, и аэродромного комплекса (кроме аэронавигации) ООО Air Marakanda на основе государственно-частного партнёрства на срок 20 лет.

Как пишет Gazeta.uz, компания Air Marakanda вложит 80 млн долларов в развитие инфраструктуры Самаркандского международного аэропорта, а также, планируется превратить его в крупный центр транспорта и туризма в сотрудничестве со специалистами международного аэропорта Мюнхена (Германия), международного аэропорта Стамбула (Турция).

Согласно открытым данным, ООО Air Marakanda было образовано всего лишь год назад – 9 апреля 2020 года. Размер уставного фонда компании, специализирующейся на оказании услуг в сфере воздушного транспорта, составляет 400 млн сумов.

Учредителем является компания Drupola Holding Limited, зарегистрированная в государстве Кипр, признанной офшорной территорией, избираемой бизнесменами для уклонения от налогов (INTERLINK HERMES PLAZA, Floor 4, Flat 400A). По открытым данным, учредитель и сам не имеет богатой истории – компания создана 31 января 2011 года. Также, нет никаких сведений о наличии опыта в управлении аэропортами международного или национального уровня.

В открытых источниках нет информации, кому принадлежит компания Drupola Holding Limited. Однако, по юридическому адресу на Кипре, по которому зарегистрирована эта компания (INTERLINK HERMES PLAZA, Floor 4, Flat 400A), зарегистрированы также компании Ferkensco Management Limited и Eriell Holding Company Limited.

Предприниматель из Самарканда, председатель правления ERIELL и Group Enter Engineering Бахтиёр Фозилов в интервью изданию IntelliNews в мае 2020 года сообщил о том, что он также является управляющим компании Ferkenso.

Также, Бахтиёр Фозилов является владельцем 60 процентов компании Samarkand Touristic Centre, строящей центр туризма из сооружений, конгресс-холла, гостиниц под брендом Marakanda Hotel Group и мест для отдыха на площади 212 гектаров на берегу гребного канала в Самаркандском районе.

Экономист и блогер Отабек Бакиров подверг критике тот факт, что важный объект передали без конкуренции, да ещё и сомнительной компании.

«Если ООО Air Marakanda действительно заинтересовано в Самаркандском аэропорту, почему бы не выставить аэропорт на торги? Неужели они не смогут приобрести его на открытых торгах, конкурируя с другими претендентами? Не израсходуют обещанные инвестиции размером 80 млн долларов?

Государство затрачивает почти 24 млн долларов и реконструирует аэропорт, а потом передаёт его своими руками в офшор с сомнительными обещаниями? Где экономическая логика и смысл?» - пишет блогер.

Налоговые льготы

Кроме того, постановлением президента «О мерах по развитию государственно-частного партнёрства в сфере управления республиканских аэропортов», принятым в марте 2021 года, компаниям вроде ООО Air Marakanda предоставляются крупные налоговые льготы.

То есть, при реализации проектов по реконструкции, модернизации, эксплуатации и управлению республиканских аэропортов на основе государственно-частного партнёрства, в трёхлетний срок со дня подписания соглашения, частные партнёры, привлекаемые ими проектные организации, операторы, консультанты, подрядчики и субподрядчики освобождаются от уплаты:

·       Таможенной пошлины на импортируемые специальные транспортные средства, дорожно-строительную технику, машины, механизмы, оборудование, сырьё, материалы, запасные части, комплектующие детали, узлы, технологические и проектные документы, программное обеспечение, приборы, в том числе, специальную дорожно-строительную технику и оборудование, предназначенную для оснащения подрядных строительных организаций, участвующих в реализации проекта;

·       Утилизационного сбора на импортируемые транспортные средства (кроме легковых автомобилей) и специальной техники.

Также, частные партнёры и аэропорты будут платить налог на прибыль, в том числе, удерживаемый при оплате дивидендов, в размере 50 процентов от установленной ставки. Установленная ставка налога на имущество для аэропортов будет сокращена на 50 процентов. 

 

Новости по теме