Национальная ассоциация электронных средств массовой информации разработала медиапрограмму «Новый Узбекистан, новый взгляд», и направила ряду министерств и крупных АО договоры на несколько миллиардов сумов. Согласно расследованию Kun.uz, заключение договора может быть «добровольно-принудительным».
В Kun.uz поступила копия письма, направленная национальной ассоциацией электронных средств массовой информации (НАЭСМИ) в министерства, крупные организации и акционерные общества.
В письме речь идёт о том, что ассоциация разработала национальную медиапрограмму «Новый Узбекистан, новый взгляд», и планирует реализовать в ней более 60 медиапроектов.
Согласно письму, каждому министерству и крупному акционерному обществу предлагается приобрести медиапрограммы. От каждого из ведомств, которому были направлены предложения, требуется подписание договора стоимостью от 1 до 5 млрд сумов, и переводе этих средств на счёт НАЭСМИ.
При этом, к письму прилагается не описание предлагаемого медиаконтента, а договор для осуществления оплаты.
Отмечается, что в СМИ, являющихся членами ассоциации НАЭСМИ, будут подготовлены материалы, интервью, аналитические материалы, передачи и репортажи о деятельности министерства (организации), а также, медиапродукты, воплощающие «идею обновлённого Узбекистана», которые будут транслироваться в эфире.
В ходе изучения Kun.uz выяснилось, что письмо ассоциации вызвало широкий резонанс среди руководства министерств, крупных организаций, информационных служб. Они пытаются внести ясность: обязательно ли исполнение этого письма, или всё же не обязательно?
Оказалось, что заместитель премьер-министра (Kun.uz известно, какой именно) провёл собрание, где заявил, что отказываться от договора нельзя.
Однако, сначала речь шла не о миллиардах, а о суммах поскромнее, то есть, договорах на 300-400 млн сумов. Впоследствии, вместе с письмом с итоговым предложением были направлены договоры с суммами, уже начинающимися от 1 млрд сумов.
По данному поводу корреспондент Kun.uz связался с представителями пресс-служб более 10 министерств и комитетов, крупных акционерных обществ, ассоциаций. Почти все подтвердили поступление таких договоров, и сообщили их суммы.
Только у двух не оказалось такого договора, однако они предположили, что такие письма, возможно, поступили не в управление связей с общественностью, а в финансовое управление, и необходимо выяснить. Представитель пресс-службы одного из министерств отметил, что такой договор обсуждался другими коллегами, но к ним не поступил.
Пока известно о наличии договоров на 1 млрд, 1,5 млрд, 2 млрд, 3 млрд сумов. Некоторые представители пресс-служб рассказали, что исполнение договора не является обязательным, а некоторые отметили, что исполнение является «добровольно-принудительным». Практически все указали, что задание поступило «сверху».
Корреспондент Kun.uz для получения соответствующих комментариев связался по телефону с Ражаббоем Ражабовым, генеральным директором телеканала NTT, реорганизация которого планируется. Р.Ражабов сообщил, что письмо направлено не телеканалом, а НАЭСМИ, и он в курсе того, что действительно, такое медиапредложение было направлено в более чем 130 министерств и организаций.
Наряду с медиапредложением, он пояснил, почему был отправлен не перечень оказываемых услуг, а сразу договор, и объяснил это «ошибкой ответственных лиц».
«В состав НАЭСМИ входит более 50 негосударственных СМИ. 18 из них – телеканалы, 19 – радиоканалы. Медиапродукты, подготовленные совместно с министерствами и различными организациями, будут опубликованы в этих СМИ. Выдвинутые предложения в 2-3 раза дешевле сегодняшней рыночной стоимости. Знающие руководители поймут это правильно, и согласятся на сотрудничество.
Договор является не принудительным, а добровольным. Будет создан отдельный коллектив для подготовки заказа каждой организации. Медиапрограммы будут состоять из передач, ток-шоу, 5-7-минутных репортажей, видеороликов» - сказал Ражаббой Ражабов.
В ходе беседы он несколько раз призвал сайт Kun.uz к объективности. Освещение же сайтом этой темы он истолковал как «стремление к сенсациям».