Узбекистан | 18:56 / 24.04.2023
52374
7 минут чтения

Грозит ли Узбекистану «ловушка Мальтуса»? 

Узбекистан – страна с быстрорастущим населением. По прогнозам, к 2030 году население может составить 40 миллионов человек, а к 2040 году – 50 миллионов. Однако земельные, водные и природные ресурсы в Узбекистане ограничены, и их количество уменьшается с каждым годом. Сможет ли экономика содержать население при таких условиях? Не попадет ли страна в «мальтузианскую ловушку»? 

Фото: Kun.uz

К XXI веку население мира начало расти в геометрической прогрессии. Однако количество земли, воды и природных ресурсов, обеспечивающих его, ограничено. Что произойдет, если население выйдет за пределы самодостаточности? При возникновении такой ситуации страна может попасть в «мальтузианскую ловушку». Это очень опасная ситуация и выбраться из нее будет непросто. 

Что такое «мальтузианская ловушка»? 

«Мальтузианская ловушка» — циклически повторяющаяся ситуация, характерная для доиндустриальных обществ, означающая, что рост населения со временем превышает рост производства продуктов питания, который ограничивается плодородием почвы (земельными ресурсами). Другими словами, как только население достигает определенного уровня, возникает нехватка продовольствия. Причина этого в том, что имеющиеся ресурсы (земля, вода и т. д.) ограничены. Эта ситуация рассматривалась несколькими экономистами, но подробно была впервые описана в 1798 году британским ученым Томасом Мальтусом. 

В доиндустриальных, древних обществах не было роста производства продуктов питания и улучшения условий жизни большинства населения. Напротив, люди жили в условиях, близких к голоду. Кроме того, когда плотность населения достигала критической точки, обычно происходили катастрофические события, такие как войны, эпидемии или голод. В свою очередь, это приводило к депопуляции населения и уменьшению его численности. 

Несмотря на то, что поголовье скота может расти быстрее, чем население, скотоводческие племена очень быстро подходили к максимальному пределу экологических возможностей — ограниченности площади естественных пастбищ, необходимых для разведения скота. В результате это приводило к регулярным набегам кочевников на угодья соседей. 

Современный пример катастрофической депопуляции — самая густонаселенная страна Африки Руанда. В 1994 году в результате межэтнической вражды и насилия в этой стране погибло более миллиона человек, 20 % населения стали беженцами. 

Поскольку темпы роста населения в доиндустриальных обществах всегда намного опережали технологический рост (и, следовательно, рост производства продуктов питания), производство продуктов питания на душу населения очень быстро (примерно каждые 25 лет) падало до уровня голода. По этой причине такие общества время от времени становились жертвами «мальтузианской ловушки». 

Выход из этой ловушки есть, он требует, чтобы темпы роста производства продовольствия, или ВВП, постоянно превышали темпы роста населения. 

Как обстоят дела в Узбекистане? 

Узбекистан относится к числу развивающихся стран с быстрорастущим населением – оно увеличивается примерно на 1 млн человек в год. 

Однако, по данным ООН, темпы прироста населения Узбекистана имеют тенденцию к снижению. 

К примеру, самые высокие темпы роста населения Узбекистана были зафиксированы в 1962 году - 3,98 % (население 10 миллионов человек). С тех пор этот показатель снижается, и в 2021 году он был зафиксирован на уровне 1,65 % (население 35 миллионов человек). 

По прогнозам, эта тенденция сохранится и начнет снижаться, когда население Узбекистана достигнет 51 млн человек. 

Следует отметить, что с 2008 года существенных колебаний темпов роста населения Узбекистана не наблюдается, и этот показатель фиксируется в пределах 1,5-1,7 процента. 

Показатели ВВП в Узбекистане 

Валовой внутренний продукт (ВВП) – макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики на территории страны в течение одного года. Он может рассчитываться в национальной валюте или в международной валюте по биржевому курсу. 

Валовой внутренний продукт Узбекистана на конец 2021 года составил 69,2 миллиарда долларов. Темпы его роста составили 7,4 процента. 

В 1991-1995 годах ВВП снижался. В 1992 году его показатель уменьшился больше всего - на 11 %. Показатель ВВП Узбекистана растет только с 1996 года. Самый высокий темп роста наблюдался в 2007 году – около 9,5 %. 

Сравнивая темпы роста ВВП и населения, можно составить представление о ситуации с «ловушкой Мальтуса». 

По графику, видно, что Узбекистан попадал в эту «ловушку» в 1992-1995 годах. 

Узбекистан не мог выбраться из этой ловушки в течение 3-4 лет из-за распада Советского Союза и последующего разрыва экономических связей. В эти годы темпы роста ВВП были ниже темпов прироста населения. 

Также Узбекистан приближался к «ловушке Мальтуса» в 2020 году. Но это совпало со временем пандемии коронавируса и административными ограничениями. Со снятием ограничений рост ВВП быстро вернулся к прежнему уровню. 

Ситуация с «мальтузианской ловушкой» в мире 

Устойчивое избегание ловушки может быть реализовано в процессе или в результате модернизации общества (например, в ходе промышленной революции в Европе конца XIX века или в период бурной индустриализации раннего СССР).

Однако при этом проявляются и другие подводные камни «модернизации» - кризис перепроизводства, безработица, углубление социального неравенства в процессе накопления капитала, что в свою очередь может привести к социальным конфликтам, революциям и гражданским войнам. 

В высокоурбанизированных индустриальных и постиндустриальных обществах рождаемость значительно ниже (на уровне простой смены поколений), а сельскохозяйственная техника, удобрения, сложные оросительные системы значительно повышают эффективность сельского хозяйства. В результате увеличивается производство продуктов питания («зеленая революция»). 

В настоящее время 3-4 % населения развитых стран могут прокормить всю страну. Система социальной защиты населения и другие меры позволяют снизить социальную напряженность в обществе. 

Поэтому большинству стран мира удалось выбраться из «мальтузианской ловушки» (за исключением некоторых стран третьего мира, прежде всего тропической Африки). 

Демографический взрыв в странах Африки и Ближнего Востока, повлекший за собой нехватку сельскохозяйственных земель, массовую безработицу среди молодежи, является одной из основных причин локальных конфликтов и революций в этих регионах, а также европейского миграционного кризиса. 

Нурмухаммад Саид 

пер.В.Султанов.

Новости по теме