Узбекистан | 16:06 / 15.09.2021
26482
9 минут чтения

«Ломает хоким, а извиняться журналистам?»: хокимият, толкующий о фактчекинге, сам не выдерживает его

Хокимият города Ташкента потребовал от редакции Kun.uz извинений, заявив, что ситуацию с нарушением прав собственности предпринимателя в Юнусабадском районе редакция якобы, осветила неверно и даже пристрастно. Краткое содержание событий выглядит следующим образом.

Фото: Kun.uz

Магазин, принадлежащий  Улугбеку Шукурову и расположенный на улице Ахмада Дониша в Юнусабадском районе, попал под снос в результате расширения дороги. Вопрос о компенсации обсуждался в устной форме, но никакого соглашения, либо другого документа стороны не подписывали. Еще раз подчеркиваем, что никаких договоров или иных документов с собственником не было подписано.

Тем не менее, представители хокимията пришли сносить магазин, и владелец магазина со скандалом спас его от сноса.

На следующий день, после того, как об инциденте сообщил Kun.uz, ​​хоким Юнусабадского района Джахонгир Ибрагимов собрал СМИ и объявил, что владельцу магазина будет выплачена компенсация, либо будет приобретено равноценное здание, и что магазин не подлежит сносу без компенсации.

И до указанных событий, и после них, администрация города Ташкента настойчиво требовала извинений от редакции Kun.uz.

Во втором комментарии выражена надежда на то, сотрудники Kun.uz в будущем при изучении вопроса будут публиковать материалы, обращая особое внимание на «фактчекинг»...

Что же такое фактчекинг?

То, что информационная служба мэрии Ташкента знает этот термин, еще не отражает её профессионализма. Фактчекинг означает проверку достоверности фактов, использованных в видео, фото, статье или сообщении, перед их публикацией.

Смотрим: было обращение в редакцию. Заявитель лично рассказал о случившемся. Редакция обратилась с вопросами к троим чиновникам хокимията. Поговорили непосредственно с хокимом района.

Хоким заявил, что все документы и решение по сносу имеются, и их оперативно предоставят ответственные лица. Однако, вместо этого редакции была представлена некая справка, подписанная 11 сентября.

Здесь журналист занялся фактчекингом, упомянутым информационной службой хокимията Ташкента.

Согласно справке администрации Юнусабадского района, благоустройство территории ведется в соответствии с постановлением (!) Кабинета Министров от 3 марта 2021 года.

Однако в списке постановлений правительства, принятых в этот день в национальной базе данных законодательства (lex.uz), нет документов о благоустройстве какой-либо улицы в Ташкенте.

Журналист также просмотрел онлайн-базу данных E-qaror, в которой ведется реестр решений местных хокимов. Но и там решения по сносу объектов на улице Ахмада Дониша не обнаружилось.

Хоким Джахонгир Ибрагимов также оставил без ответа вопрос о том, есть ли такое решение на платформе E-qaror (кстати, этот вопрос пока открыт). Выходит, сам хокимият не выдерживает фактчекинга?

Да, а что же информационная служба хокимията подразумевает под фактчекингом?

Журналист не выступал против расширения улицы Ахмада Дониша, рассказав о попытке без выплаты компенсации снести имущество бизнесмена, с его же (бизнесмена) слов.

Только после того, как обращение было опубликовано на сайте Kun.uz, ​​администрация Юнусабадского района заявила, что все будет по закону. И тогда было сказано, что компенсация будет выплачена, а магазин будет снесен после этого.

Если бы компенсация была выплачена ранее, или бизнесмену было предоставлено какое-либо другое имущество, которое он хотел, Джахонгир Ибрагимов мог бы обвинить журналиста в клевете, потребовать опровержения и извинений.

Но компенсация не выплачена. Неизвестно, в какой форме её предоставят. Ну, а обещаний хокимов выплатить компенсацию мы навидались…

Если бы это было в первый раз!

Это – далеко не первая, опубликованная Kun.uz статья или расследование по вопросу компенсации за снос в столице. И хотя 19 декабря 2020 года хоким города Джахонгир Артыкходжаев пообещал на пресс-конференции после расширенного заседания Ташкентского городского Кенгаша, что до конца 2021 года в столице будет завершена оплата за имущество, снесенное с 2005 года, во многих случаях это обещание остается обещанием.

Например, Мирёкуб Мирзаахмедов, бизнесмен, чей ресторан был снесен на перекрестке улиц Мукимий и Шота Руставели, в народе известном как «перекресток текстиля», за пять лет уже устал требовать компенсации. При этом хокимият города ни в грош не ставил имеющиеся решения суда.

Почти три года тот же хокимият не передавал землю, обещанную бизнесмену Рустаму Мухаммаду, который построил здание МСГ в Шайхантахурском районе и отремонтировал другое здание МСГ, а также приобрел мебель для ОВД.

В ходе «выборочного» сноса домов на улице Кушкурган в Сергелийском районе из-за строительства терминала «Ташкент-4» в Ташкентском международном аэропорту, работы по сносу не были завершены. В результате, сотни граждан были вынуждены жить среди развалин.

У частного предприятия «NIYAT SERVIS» в Мирабадском районе Ташкента администрацией города было изъято для государственных нужд здание, площадью 495 кв.м. метров, оцененное в 1 млрд 365 млн сумов. Взамен выделено 2 здания за 533,6 млн сумов и 430,08 млн сумов. Стоимость передаваемых объектов составила 963,69 миллиона сумов, разницу в 401,54 миллиона сумов в ущерб собственнику, получить не удалось.

В другом случае суд обязал ташкентскую городскую администрацию выплатить компенсацию за снос, осуществленный девять лет назад. Судья постановил взыскать с администрации столицы 1 млрд 198 млн сумов в пользу бизнесмена. Но решение суда, конечно, не означает, что предприниматель получил эти деньги.

ООО «L» (название изменено) обратилось к бизнес-омбудсману с жалобой на нарушение его имущественных прав. Выяснилось, что по решению хокима в результате изъятия земельного участка для государственных нужд, был снесен магазин, площадью 87 кв.м. Недвижимость оценена почти в 4 миллиарда сумов. Несмотря на обращение бизнесмена, хокимият Ташкента компенсацию не выплатил. В результате судебного иска хокимият Ташкента обязали выплатить обществу около 4 млрд сумов компенсации.

Жилое помещение Саидабуви Джураевой, жительницы Юнусабадского района Ташкента, было снесено в 2018 году. И аж 26 июля 2021 года Бюро принудительного исполнения на основании решения суда получило исполнительный лист о взыскании с хокимията Ташкента компенсации в размере 1 млрд 687 млн ​​сумов.

Это - лишь некоторые из поступивших нам обращений от жителей Ташкента за последний год. Некоторые из них даже, возможно, решены положительно. Но то, как страдают люди, пытаясь получить то, что им принадлежит по праву, не может оставить равнодушным и, без всякого сомнения, очень печально.

Но извинений требуют от журналиста...

Хочется спросить, извинился ли руководитель тех, кто требует от редакции извинений, за то, что оскорблял и угрожал журналистам этой самой редакции?

Извинился ли заместитель хокима Алмазарского района Абдурасул Вахабов, который напал на журналистов, а затем обвинил их в тяжком преступлении и оклеветал?

Извинился ли первый заместитель хокима Ташкента Бахтиёр Рахмонов за оскорбление Алишера Икрамова, председателя махалли Аккурганского района, и применение к нему физической силы?

Что за абсурд? Чиновники, которые, разрушая дома и приносящую доход собственность граждан и предпринимателей, не выплачивая вовремя миллиарды компенсаций, заставляют людей претерпевать невыразимые страдания, и не думают выполнять судебные решения - извиняться не собираются. А от журналиста, который поднял микрофон, пытаясь предотвратить очередное беззаконие в городе, и его редакции - требуют извинений?

Извините, не дождетесь!

Шухрат Шокиржонов,
журналист Kun.uz 

перевод: Вадим Султанов

Новости по теме