18:21 / 11.01.2022
8986

Проблема, выявленная «семенным конфликтом»: почему сотрудники ОВД выполняют незаконные указания хокимов?

Сотрудники играют роль орудия для исполнения таких незаконных действий, как изъятие у граждан пшеницы, аресты фермеров и запрет предпринимателям перемещать их законную собственность в другую область. Тем не менее, ответственный сотрудник МВД не признал очевидной проблемы.

История с купленными через биржу в Кашкадарье семенами хлопчатника, которые не дают вывезти за пределы области, обсуждается уже больше недели. Грузовики с семенами были незаконно задержаны сотрудниками ДПС на КПП «Умакай» Чиракчинского района.

Сообщается, что незаконное распоряжение отдал не кто иной, как хоким области Муроджон Азимов. Устный приказ хокима области, имеющего звание генерал-майора, вопреки действующему законодательству беспрекословно выполняется правоохранителями.

Тот факт, что незаконное распоряжение хокима не было отвергнуто, а права предпринимателей, действовавших в рамках закона - нарушались, побудило нас проанализировать взаимоотношения сотрудников органов внутренних дел и хокимов.

Обычно хокимы пользуются услугами сотрудников ОВД, когда хотят одернуть фермера, пришедшего на собрание, или заставить покаяться какого-либо гражданина.

Удивительно, но сотрудники ОВД, которые, по сути своей, являются правоохранителями, привыкли выполнять такие приказы хокимов без малейших колебаний. Они даже не задумываются о том, что эти указания противоречат закону, правам и интересам народа.

И это при том, что должностные лица местных органов власти не считаются непосредственными начальниками сотрудников ОВД. Да хотя бы и являлись - разве задания начальства, которые явно незаконны, должны выполняться?

Запрет хокима Шараф-Рашидовского района некоторым фермерам убирать урожай зерна на своих полях, потому что они не вырастили сверхплановой пшеницы, принудительное изъятие у гражданина 30 тонн пшеницы сотрудниками ОВД по требованию хокима Ургенчского района или надевание наручников на 11 участников полевого семинара главой РОВД Касбинского района – одни из многочисленных подобных случаев.

Почему же сотрудники ОВД безоговорочно выполняют приказ хокима или другого чиновника, зная, что он противоречит закону? Ведь, несмотря на то, что хоким руководит районом, он не является непосредственным начальником инспектора по профилактике или сотрудника, отвечающего за поддержание общественного порядка. Может быть, причина в том, что вместо того, чтобы встать на сторону сотрудника, на которого жалуются за неподчинение незаконным требованиям хокима, руководство ОВД на местах предпочитает наказать его?

Мы обратились к Бахтиёру Бердиалиеву, заместителю начальника Департамента общественной безопасности МВД - начальнику Службы профилактики правонарушений. Его ответы, честно говоря, нас разочаровали.

«Вы знаете, почему-то милиция больше занимается обязательным исполнением решений хокимов. Потому что закон обязывает нас поддерживать общественный порядок. А там, где хоким, там и скопление народа. В людном месте приходится поддерживать общественный порядок. Поэтому, кажется, что наши сотрудники всюду сопровождают хокима.

Наши инспекторы по профилактике не подчиняются хокиму. Были такие случаи. В каком районе не скажу, но инспектор профилактики сказал прямо, что не будет выполнять приказ хокима о вызове фермеров.

Районная администрация написала жалобу в МВД о том, что сотрудник не подчиняется хокиму, и эта жалоба попала ко мне. Когда мы выяснили причину, оказалось, что инспектор по профилактике получил незаконное задание. После этого мы поехали в районную администрацию и вместе обсудили ситуацию. Хоким признался, что инспектор по профилактике напомнил ему о выполнении поручения, данного главой государства, и до сих пор хорошо относится к этому парню.

Хокимы сейчас не дают нашим сотрудникам никаких незаконных поручений. Возьмем проблему сносов. Вопрос со сносами исполняет БПИ. Это возложено на Бюро принудительного исполнения, законом. Как-то на нас возложили помощь инспекторам БПИ по взысканию невыплаченных штрафов, но мы заявили, что поможем только поддерживать общественный порядок. Вы сейчас где-нибудь видели, чтобы инспекторы профилактики собирали штрафы вместе с сотрудниками БПИ? Мы можем помочь. Но все остальное делают они сами», — сказал представитель МВД.

Бахтиёр Бердиалиев добавил, что сотрудники, отказавшиеся выполнять незаконные указания и требования хокимов, увольняться не будут.

Бахтиёр Бердиалиев

Бахтиёр Бердиалиев также остановился на инциденте с изъятием пшеницы, произошедшем в Ургенчском районе в июне 2021 года и вызвавшем резонанс в социальных сетях. Он отметил, что пшеница была возвращена гражданину, а сотрудники принимавшие участие в изъятии принесли свои извинения.

«В инциденте с пшеницей в Ургенче выяснилось, что сам хоким дал неверные указания. Подтверждения того, что фермер похитил пшеницу, не было. После начала дознания незаконность изъятия была установлена, а конфискованная пшеница была возвращена гражданину, за что ему были принесены извинения.

Сотрудники ОВД присутствовали там для охраны общественного порядка. Мы совсем забыли об этом вопросе после появления кластеров. Инспектор по профилактике должен разузнать, если по соседству случится инцидент, скажем, связанный с уборкой хлеба, он должен пойти туда и осведомиться. Махалля закреплена за ним, значит, все вопросы в его компетенции. Поэтому он там и появляется.

Мы поговорили с гражданином. Никаких жалоб на неправомерные действия сотрудников он не подавал. Мы ограничились хокимом, так как жалоб не было.

Такая задача была поставлена ​​перед хокимами. Глава нашего государства дал мудрое задание не допустить подобного. Хоким выслушивает проблемы инспектора профилактики, его предложения по преступности, по махалле, и оказывает практическую помощь. То есть хоким получает предложения от инспектора по профилактике, но не может давать ему поручений. Вводится принцип, что отныне председатель махалли и инспектор по профилактике становятся хозяевами махалли. Хоким считается с их мнением. «Завтра, когда хокимы будут избираться, этот вопрос станет еще более серьезным», - говорит он.

Напомним, администрация Кашкадарьинской области признала свою ошибку в «семенном конфликте», но вместо решения проблемы делает противоречивые заявления. Изначально было заявлено, что счет-фактура на вывоз семян с территории области не была представлена, позже в качестве оправдания приводилось то, что кластер вместо технических семян погрузил в грузовики семенные. Однако сомнительно, что общественность верит этим аргументам.

К процессу также подключились Антимонопольный комитет и Бизнес-омбудсман. Однако от решений, которые они примут по результатам своего изучения, мало что ожидают.

Жамшид Ниёзов, журналист,
оператор - Абдусалим Абдувахидов,

перевод: Вадим Султанов.

Top